О требовании по ведению воинского учета предпринимателями-работодателями
Законом Украины от 25.03.92 г. № 2232-XII “О воинской обязанности и военной службе” (далее – Закон № 2232) установлено, что учет сведений о призывниках и военнообязанных по месту их работы возлагается на руководителей предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности. А распространяется ли данное требование на предпринимателей-работодателей – давайте разбираться.
Поводом для написания настоящей статьи послужило письмо Генерального штаба Вооруженных Сил Украины от 27.09.2017 г. № 321/5989 “О некоторых вопросах ведения воинского учета работников у работодателя”. В данном письме Генштаб ВСУ на вопрос о том, должны ли физические лица – предприниматели вести воинский учет, отвечает следующее: “Ведение воинского учета призывников и военнослужащих по месту их работы определено на всех предприятиях, учреждениях и организациях независимо от формы собственности”. А на вопрос об ответственных лицах за организацию такого учета у работодателя отмечает, что обязанность лежит на предприятиях, учреждениях и организациях независимо от формы собственности – в том числе на гражданах-предпринимателях и других самозанятых лицах.
В очередной раз сталкиваемся с ситуацией, когда под одну гребенку с предприятиями попадают предприниматели, несмотря на то что Закон № 2232 прямо их не называет. Аналогичную ситуацию мы наблюдали в вопросах выплаты среднего заработка мобилизованным работникам, ведения штатного расписания, корректировки среднего заработка и др.
Об обязанности предприятий, учреждений и организаций вести учет военнослужащих, резервистов и призывников из числа работающих говорится и в абз. 13 ч. 1 ст. 21 Закона Украины от 21.10.93 г. № 3543-XII “О мобилизационной подготовке и мобилизации”. Опять-таки, о физ. лицах-предпринимателях напрямую речь не идет.
Рассматривают дела об административных правонарушениях и привлекают к ответственности военные комиссариаты. Поскольку вопрос ведения воинского учета предпринимателями спорный и велика вероятность, что все-таки за его неведение могут привлечь к административной ответственности, ознакомимся со штрафами:
Прием на работу военнообязанных и призывников, не состоящих на воинском учете: ст. 211 ч.3 КУоАП Штраф от 1 до 3 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (ннмдг), т. е. от 17 до 51 грн; при повторном в течение года нарушении от 3 до 7 ннмдг (от 51 до 119 грн)
Необеспечение оповещения военнообязанных и призывников об их вызове в военные комиссариаты, препятствование их своевременной явке на сборные пункты или призывные участки: ст. 211 ч.4 КУоАП Штраф от 1 до 3 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (ннмдг), т. е. от 17 до 51 грн; при повторном в течение года нарушении от 3 до 7 ннмдг (от 51 до 119 грн)
Несвоевременное представление документов, необходимых для ведения воинского учета военно-обязанных и призывников, неоповещение их о вызове в военные комиссариаты: ст. 211 ч.5 КУоАП Штраф от 1 до 3 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (ннмдг), т. е. от 17 до 51 грн; при повторном в течение года нарушении от 3 до 7 ннмдг (от 51 до 119 грн)
Нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации: ст. 210 ч.1 КУоАП Штраф от 10 до 30 ннмдг (от 170 до 510 грн); при повторном в течение года нарушении от 100 до 300 ннмдг (от 1 700 до 5 100 грн).
Учитывая размеры штрафов, а также спорность вопроса о ведении воинского учета, вести такой учет или нет – решать предпринимателю.
17-04-2018
Все статьи Архив |